Планирование семьи и средства контрацепции с позиции ислама

Довольно-таки распространённым явлением в современном мире стало планирование семьи. У многих молодожёнов уже заранее складывается представление о том, сколько детей, в каком возрасте и даже с каким временным промежутком они планируют родить.

Разберём, дозволен ли такой подход с позиции ислама, ведь детей нам даёт Всевышний.

Доводы «за»

Многие учёные не считают практику планирования семьи запретной. Они полагают, что потенциальные родители вправе перед зачатием малыша оценивать свою морально-психологическую готовность, а также финансовое положение и иные факторы. Кроме того, если у семейной пары уже есть дети, то помимо самого младшего ребёнка необходимо уделять должное внимание и его братьям (сёстрам), чтобы воспитать их наилучшим образом. Если же родители не чувствуют, что они готовы к такому объёму ответственности, то они могут повременить с зачатием ещё одного малыша. В Священном Коране сказано:

Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения (2:185)

Другим серьёзным основанием для планирования беременности могут служить медицинские показания, в частности, угроза жизни или здоровью потенциальной матери. Если по рекомендации врача женщине предписывается предохраняться от возможного наступления беременности или даже совершить аборт, то в таком случае ей необходимо следовать данным рекомендациям.

Доводы «против»

Посланник Аллаха (с.г.в.) наставлял: «Вступайте в брак с любящими и плодовитыми женщинами. Поистине, в Судный день я буду гордиться своей многочисленной уммой (которая будет превышать другие общины)» (хадис передают Абу Дауд и Насаи). Это изречение из Пречистой сунны приводят противники планирования семьи. По их мнению, в нём содержится призыв к деторождению, что нередко вступает в противоречие с современным подходом многих пар к браку, особенно когда супруги договариваются о том, что они рожают одного ребёнка и на этом останавливаются без каких-либо уважительных причин, мотивируя это желанием «пожить для себя» или простой ленью. Однако сторонники планирования возражают им, утверждая, что верующие должны уделять большее внимание именно качеству воспитания детей и не обделять их своей заботой.

Ещё одним доводом стана противников служит наличие предопределения. Каждый человек появляется на свет по воле Аллаха, и только Всевышний решает кому, с каким промежутком и сколько детей даровать. Соответственно, если семья занимается планированием, то, во-первых, «люди на себя возлагают то, что находится в ведении Создателя», а, во-вторых, «тем самым они выказывают своё недоверие к Господу миров».

Способы контрацепции и их дозволенность для мусульман

1. Досрочное прерывание акта

Первым способом контрацепции может служить прерывание полового акта, которое в арабском языке именуется понятием «аль-азль». Суть его заключается в том, что мужчина, чувствуя скорое семяизвержение, вытаскивает половой член, и эякуляция происходит не внутри полового органа женщины. Этот метод не даёт 100-процентной гарантии, но он существенно снижает вероятность наступления беременности.

В хадисе сказано: «Посланник Аллаха (с.г.в.) запретил семяизвержение не внутрь женщины, за исключением её согласия на это» (Ибн Маджа). Иными словами, практика азль допускается только по обоюдному согласию супругов. И муж, и жена имеют права как на потенциальных детей, так и на получение максимального удовольствия. В противном случае, по мнению большинства алимов, это будет макрух (порицаемым деянием).

Однако известный исламский учёный Абу Хамид Мухаммад аль-Газали считал, что прерывание акта дозволено и без согласия женщины, такого же мнения придерживались и ряд других алимов той эпохи, ссылаясь на возможность нанесения вреда женщине (например, нежелательная беременность). Ряд богословов называют азль порицаемым, даже если есть согласие женщины, в случае если оба супруга занимаются сексом исключительно для удовольствия, не желая заводить детей вообще. В хадисе, который приводит имам Муслим, подобная практика называется «скрытым убийством (ещё не родившегося) ребёнка».

2. Презерватив

В случае с применением кондома ситуация в целом схожая с прерыванием, то есть необходимо согласие обоих супругов. К тому же порицается использовать эти изделия постоянно с целью вообще не заводить детей.

3. Спираль

В последнее время стали популярными внутриматочные контрацептивы – в частности, спирали, содержащие специальный гормон, который путём повышения вязкости в шейке матки препятствует проникновению в неё мужского семени, а в некоторых случаях происходит также подавление овуляции. По вопросу их использования мнения учёных тоже разнятся. Одни считают их дозволенными, но в случае, если они не вредят здоровью (различные виды спиралей имеют свои побочные эффекты, а при наличии определённых заболеваний могут усугубить состояние организма). Однако у такой практики есть немало противников, поскольку спирали обладают абортирующим свойством. Дело в том, что даже если у женщины гормональная спираль, она теоретически может забеременеть, но из-за наличия инородного тела и изменения рН-среды оплодотворённая яйцеклетка не развивается, то есть по сути происходит микроаборт.

4. Противозачаточные препараты

Мусульманские алимы считают их применение нежелательным, так как подобные медикаменты имеют множество побочных эффектов, а значит могут нанести вред здоровью женщины. Исключением из правила служат ситуации, когда противозачаточные необходимы по рекомендации врача.

5. Стерилизация

Редко, но некоторые люди прибегают также к самостерилизации, то есть им делают специальную операцию, после которой пациент сохраняет способность заниматься сексом и получать от него удовольствие, но больше не может иметь детей. Исламские богословы выступают однозначно против такой практики, поскольку наносится вред здоровью и происходит прямое вмешательство (без наличия медицинских показаний) в строение организма человека как творения Всевышнего. В хадисе говорится: «Запрещается наносить вред как себе, так и другим» (Ибн Маджа).

А Аллаху известно лучше!

Добавить комментарий

Имя *
Email *
Сайт