Действительность брака после смены веры супругами – шариатский взгляд

Принятие ислама иноверцами перестало быть неординарным событием. Однако этот шаг не всегда вызывает одобрение со стороны их супругов, которые могут быть как атеистами, так и язычниками либо людьми Писания.

Как мусульманину или мусульманке поступить в такой ситуации, ведь брак с неверующими, а также с христианами и иудеями (для женщин) запрещён Шариатом? Рассмотрим подробно все возможные ситуации.

1. Оба супруга приняли ислам одновременно

Если муж и жена становятся мусульманами одновременно, то, по мнению большинства учёных, их брак будет действительным автоматически и после принятия религии Аллаха, вне зависимости от того, какой веры они придерживались до этого или вообще считали себя неверующими, а также были ли соблюдены условия исламского никаха.

Впрочем, существует также мнение, что действительными в данном случае признаются лишь те браки, которые были заключены в соответствии с требованиями религии, которую исповедовали супруги до этого. Например, если мужчина и женщина были христианами и венчались в церкви, то их семейный союз будет признан и в исламе.

Особо следует выделить ситуации, когда брак у пары после принятия ислама становится запретным. Например, если супруги были кровными либо молочными родственниками, то став мусульманами они должны развестись.

2. Муж принял ислам, а жена осталась христианкой/иудейкой

В таком случае их брак так же остаётся действительным, поскольку в целом брак между мужчиной-мусульманином и женщиной из числа людей Писания допустим, хотя не все в умме одобряют подобную практику. Взять к примеру недавно принятую Советом улемов ДУМ РФ фетву о запрете мусульманам жениться на иудейках и христианках (но даже она нацелена на регулирование вопроса никяха, а не принятия ислама одним из супругов в уже действующей ячейке общества).

В данной ситуации (как и в ранее рассмотренной) союз мужчины и женщины не должен быть запретным с точки зрения ислама. Однако существуют такие точки зрения, что брак мусульманина с иудейкой или христианкой должен быть расторгнут, но они обусловлены больше нормами адата, а не Шариата.

3. Муж принял ислам, а жена осталась атеисткой или язычницей (и наоборот)

По этому вопросу мнения учёных разделились.

Одни считают, что по причине запретности таких союзов Шариатом брак должен быть расторгнут. Но не сразу. С момента принятия ислама одним из супругов начинается период выжидания (идда), который, как правило, длится 3 месяца. На этот срок брак приостанавливается. Если второй супруг в течение этого времени тоже перейдёт в религию Аллаха, то их брак вновь возобновится. Причём, в данном случае не играет особой роли, искренне ли второй супруг стал мусульманином или же пошёл на этот шаг только ради сохранения семьи.

Если же период выжидания прошёл, а второй супруг так и не принял ислам, то их брак становится недействительным. При этом если после аннулирования брака второй супруг всё-таки станет мусульманином, и бывшие супруги решат сойтись вновь, то здесь опять встаёт вопрос о том, нужно ли заново совершать никах. Одни богословы утверждают, что он необходим, так как их прежний брак стал недействительным. Другие же говорят, что процедура никаха в данном случае излишняя, и бывшие супруги могут сойтись без проведения церемонии. В качестве доказательства они приводят хадис, в котором сказано, что Посланник Аллаха (с.г.в.) вернул свою дочь Зайнаб её мужу Абу аль-Асу, который принял ислам через 8 лет после своей супруги (Абу Дауд).

Другие учёные полагают, что брак не расторгается, даже если один из супругов станет мусульманином, а второй останется неверующим на срок больший, чем период выжидания. Сторонники этого мнения утверждают, что во времена Пророка (с.г.в.) было немало подобных случаев, но Милость миров Мухаммад (с.г.в.) не принуждал их к разрыву брачных уз. То есть семья сохраняется, но, в отличие от классического брачного союза, она лишается своей прочности. И если мусульманка, которая замужем за правоверным, не может просто так взять и уйти от своего супруга, то в случае, когда мусульманка живёт с атеистом или христианином, она вправе самовольно развестись. Если же супруг рано или поздно примет ислам, то их брак вновь обретёт свою прочность и станет классическим семейным союзом с позиции Шариата.

Один из супругов вышел из ислама – что делать?

В заключении рассмотрим обратную ситуацию, когда мусульманин и мусульманка заключили брак, но затем один из них впал в неверие (куфр).

По единогласному мнению алимов, никах признаётся недействительным, если один из супругов становится вероотступником, но есть разногласия относительно того, с какого момента аннулируется брак. Согласно одной точке зрения, развод наступает сразу после акта куфра. Другие богословы поддерживают такой подход, но только в том случае, если между супругами не было интимной близости. Иначе они должны сначала выдержать период идда. Если за этот срок вероотступник вновь станет мусульманином, то их брак будет автоматически возобновлён, если же нет – наступает окончательный развод. Аналогичная ситуация и в случаях, когда оба супруга впадают в куфр. В то же время среди учёных распространено мнение, что если муж с женой потом одновременно вернутся в ислам, то их брак останется действительным.

Добавить комментарий

Имя *
Email *
Сайт