Завещание в исламе: условия и правила составления

Согласно исламскому праву, имущество человека может быть распределено не только по наследству. Его часть может быть отдана через такой инструмент, как завещание.

В арабском языке завещание выражается словом «васыять». Его буквальный перевод означает передачу имущества постороннему человеку. В Шариате толкование обрастает дополнительным смыслом, который уточняет первоначальное значение: это договор о передаче одним человеком в пользу другого части собственного имущества.

Священные источники — о завещании

Оставление завещания в исламе признано разрешённым действием, которое нашло своё отражение в тексте Благородного Корана:

«… Именно таким образом должно происходить деление наследства после выплаты того, что было оставлено в завещании…» (4:11)

О завещании также говорится в Пречистой сунне Заключительного посланника Всевышнего (с.г.в.). Приведём следующий хадис: «Мухаммад (с.г.в.), услышав, что Саид ибн Али Ваккас хочет передать через завещание более одной трети своего имущества, сказал: «Лучше, если твои наследники будут богатыми, а не бедными. Вместо того, чтобы они искали подаяние, будет лучше, если они получат хорошее наследство» (Аль-Байхакый).

Как видно из текста хадиса, составление завещание разрешено в исламе, но имущество, которое будет распределено посредством него, не должно превышать одной трети от всего того, что осталось после жизни человека.

При этом важно понимать, что статус материальных благ, переданных через завещание, приравнен к садака джария, то есть к милостыне, которая приносит награду оставившему её человеку после смерти.

Оставление завещания относится к разряду мустахаб, то есть это рекомендуемое действие, за которое человек получит вознаграждение. Если завещание оставлено не будет, то за это никакого наказания верующий не заслуживает. Но если у мусульманина имеются долги, им не возвращены взятые на время вещи, не выплачен закят, то в этих ситуациях составление завещания находится в статусе ваджиб (обязательное действие, отрицание которого не приводит к неверию, но означает погружение человека в серьёзный грех).

Составление завещания в пользу тех родственников, которым не достанется наследство, нуждающимся, учёным, людям, которые погрязли в пучине долговой зависимости, так же имеет статус мустахаб.

Завещание в пользу богатых родственников, посторонним людям оценивается как мубах (действие, которое не запрещается и не разрешается; его эффект определяется изначальным намерением: если оно было совершено с добрыми намерениями, то такое действие находится в статусе халяль; если оно совершается со злостными намерениями, то оно приносит человеку грех).

Направление имущества посредством завещания в пользу испорченных и злых людей, а также составление завещания бедными оцениваются как макрух (греховное действие).

Оставление имущества посредством завещания на греховные дела (например, совершение разбоя, использование имущества в различных махинациях, распространение других религий) оценивается в Шариате как харам.

Правила завещания

В качестве передаваемых материальных ценностей могут выступать следующие категории вещей:

1. Предметы, объём которых определён. Если непонятно, о каком именно имуществе ведётся речь или неясен его размер, объём и т.д., то оставлять его в качестве наследства нельзя.

2. Не допускается передавать по завещанию греховные вещи, типа свиноферму, завод по производству алкоголя и так далее.

3. Имущество отдаётся целиком, а не по частям. Например, если речь идёт о компьютере, то нельзя передать только мышку или монитор, оставив у себя системный блок.

4. Как было отмечено выше, по общему правилу на завещание не закладывается больше одной трети от всего имущества. Но если родственники не имеют ничего против такого распределения, то наследодатель может выйти и за пределы установленной нормы.

5. Имущество, которое предполагается оставить, должно находиться в собственности у составителя завещания.

6. После смерти человека за счёт оставшегося после него имущества сначала погашаются долги, далее выполняются условия завещания. Только после этих действий можно приступать к разделу имущества среди наследников.

7. Оговоренное имущество полностью переходит в собственность лица наследования по завещанию.

8. Если в завещании указано совершение запретных действий, то они не выполняются.

Человек, который оставляет завещание, должен:

  • быть совершеннолетним;
  • не страдать от отсутствия рассудка;
  • иметь право собственности на то имущество, которое он хочет оставить по завещанию.

Получатель имущества по завещанию:

  • должен быть живым;
  • его должны относительно легко найти наследники умершего человека;
  • не должен быть убийцей составителя наследства;
  • должен быть мусульманином;
  • не должен быть прямым наследником составителя завещания. В этом пункте необходимо привести хадис Пророка Мухаммада (с.г.в.): «Всевышний Творец выделил каждому человеку собственный удел. Предоставляйте людям беспрепятственный доступ к тому, к чему у них есть право. Но наследнику не предоставляется имущество по завещанию» (Ахмад).

Если все вышеупомянутые пункты соблюдены, завещание признаётся верным и его надлежит исполнить.

Когда имущество по завещанию возвращается обратно

Исламские правоведы едины во мнении, что если составитель завещания хочет поменять его содержание, то он может сделать это в любой момент, когда посчитает удобным.

Изменение условий завещания возможно двумя способами:

1. Проговаривание словами того, что условия завещания поменялись или оно вовсе отменяется.

2. Демонстрация действием, то есть предоставление в качестве подарка записанного в завещании имущества третьим лицам либо самостоятельное использование составителем завещания этого имущества.

Отдельные вопросы, касающиеся завещания

— Если лицо, которому передаётся имущество, отказывается от него, то это означает, что завещание в отношении него утратило свою силу.

— Исламские правоведы считают, что передача чего-либо по завещанию в пользу медресе, мечетей, больниц, библиотек является правильным и не противоречащим Шариату.

— Указание в завещании совершения паломничества (хаджа) от имени завещателя предполагает реализацию этого пожелания за счёт материальных благ, которые тот оставил.

— Получатель имущества может отказаться от части завещания.

— Реализация завещания должна проходить в присутствии свидетелей (двух мужчин). Это действие также необходимо утвердить посредством письменного документа.

— Если имущество передаётся родственнику (не прямому наследнику), то требуется заручиться согласием со стороны других родственников.

Добавить комментарий

Имя *
Email *
Сайт